понедельник, 29 августа 2016
Вот оно. Свершилось. Вернее, завершилось. Пятнадцать лет трэша, угара и
банкаев. Пятнадцать лет назад коряво (но душевно) нарисованный
подросток, который видел призраков, принял смелое решение и круто
изменил свою жизнь, а заодно и жизнь всего загробного мира. Пятнадцать
лет для читателя, уточним. Для него самого прошло чуть меньше – 13 лет.
11,5 из них было съедено таймскипами, но не суть важно. Так или иначе,
всему приходит конец. Хлорка иссякла, крышка завернута, страницы
отбелены. В свой пятнадцатилетний юбилей манга «Блич» попрощалась с
читателями. Я был один из них. Какое грустное слово: «был».читать дальше
Почему
так случилось? Почему именно сейчас? Можно строить теории. Кубо Тайто
надоела собственная манга? Кончился задор? Женитьба заставила резко
сменить приоритеты? Злобный редактор потребовал сворачиваться? Большим
боссам «Джампа» надоели болтающиеся в районе «десятки» рейтинги? Правду
мы вряд ли узнаем. Зато хорошо известен результат. Я не люблю ругать
авторов. Я всегда стою на позиции автора, предпочитая искать в
произведении внутреннюю логику. Я железной рукой отбрасываю версию
«автор слил» и пытаюсь предложить вероятные объяснения происходящего,
исходя из предложенного читателю сеттинга. Как правило. Почти всегда. Но
порой это невозможно.
Потому что у нас имеется скомканная финальная
арка, полная не выстреливших ружей, забытых сюжетных линий и канувших в
лету персонажей. Талантливо поданные читателю многозначительности,
интриги и недосказанности, буквально пожранные черной дырой внезапного
финала. Взаимоотношения героев, выкинутые в мусорный ящик. Бессмысленные
рояли там, где они совсем не нужны.
Первосортного материала мэтру
хватило бы ещё года на три, было бы желание и возможность. Я сходу могу
назвать 20 важных вопросов, которые были раскрыты в итоге не просто
«недостаточно» - вообще не были. Да что там, их уже и без меня
перечислили. По сути, финала нам не дали вообще. Вместо него заглушка с
посылом «и жили они долго и счастливо» и невнятным черте-чем,
происходящим за кулисами этой кастрированной идиллии. Сцуко, да как так
можно? Слышите этот жалобный вопль? Его издает человек, удовлетворенный
концовками третьего «Масс Эффекта»!!!
Вдвойне обидно, что этот финал
вышел из-под пера человека, способного в любой момент оглушить читателя
внезапным «вотэтоповоротом», после которого оставалось только чесать
голову и повторять «но это же было очевидно, почему раньше никто не
догадался?», человека, способного, не теряя связности повествования,
поставить сюжет с ног на голову и обратно, человека с массой идей, порой
выдающего почти тарантиновской мощи диалоги, не ленящегося предварять
каждый том изящно раскрывающим его содержание стихотворением, отличного
дизайнера, мангаки, подарившего нам эталон сёнена – арку Общества Душ… в
общем, из под пера Кубо Тайто. Это мое мнение, если что. Можно
оспорить.
Хорошо известно, как силён мэтр в долгосрочном
планировании и как резко падает качество манги, когда он вынужден
импровизировать. Но именно поэтому трудно было ожидать внезапного слива
обещанной «продуманной и расписанной наперед» арки. Тысячелетняя
кровавая война, прости… мы всё просрали.
Что теперь? Ну, в мире
полно хорошей манги. И у нас все ещё есть «Блич». Он не получил того
конца, которого был достоин, но это не делает хлорку хуже. Они
по-прежнему там. Божественный туберкулезник Укитаке Джуиширо и
вечнобухой Кёраку Шунсуй, готовый пощадить врага, когда это правильно и
ударить в спину, когда это необходимо. Аристократ-Кучики и
Кучики-гопота. Срисованный со Снумсмумрика владелец магазина сладостей и
его кошка. Мастер изощренных планов Айзен Соуске. Узкоглазый змей
Ичимару Гин. Упоротый на всю голову Дон Канонджи. Улькиорра, обретший
сердце. Яхве в ледяном дворце и тот, другой, в душе временного шинигами.
Четверо отважных школьников, не убоявшихся зла.
Все-все-все. Я люблю вас, нарисованные ребята. До новых встреч.
Финал Блича сложно как-то реабилитировать и оправдать, действительно. Самое обидное, что Кубо в своем твиттере написал, что давно задумывал именно ТАКУЮ концовку манги. Это боль.